Приангарье от "А" до "Я", 2005

пытка возродить биржу по случаю банкротства торгового предприятия М.Д. Бутина, так как по закону вопросы по делам о несостоятельности могли разрешаться биржевыми комитетами. Попытка оказалась неудачной. Только в начале XX в. по инициативе иркутских купцов был ут­ вержден новый устав Иркутской биржи и создан биржевой комитет (24 августа 1911 г.). Вместе с тем надо отметить, что собственно биржевой де­ ятельности на ней не было, не состоялось ни- одного биржевого собрания. Деятельность бир­ жевого комитета была направлена на защиту и представительство интересов местных предпри­ нимателей перед различными государственны­ ми и общественными органами. Лит.: Положение об Иркутской бирже. Иркутск, 1865. 10 с.; Известия Иркутской городской думы. Иркутск, 1903. № 24. С. 44-45; Собрание узаконений и распоряжений пра­ вительства. 1911. № 152. Отд. 11. Ст. 1013; Иркутский бирже­ вой комитет. Отчет за 1911-1912 гг. Иркутск, 1913.152 с. Пушкина Т.Л. ГИМНАЗИЯ ИРКУТСКАЯ ГуБЕРНСКАЯ, (12 ■(24). 1 1 . 1805). Открытие гимназии в Иркутске связано с реформами народного образования Александра I.' Все ступени образования стали взаимосвязаны. Во главе стояли университеты, к ним в ведение переходили гимназии их учеб­ ного округа, а гимназии стояли над уездными и приходскими училищами. Сибирь относилось к Казанскому учебному округу. В1804 г. принят новый Устав учебных заведений, все Главные на­ родные училища преобразовывались в губернс­ кие гимназии. По этому уставу в Иркутской губернии от­ крылось пятнадцать уездных училищ. А иркут­ ское Главное народное училище, открытое в 1789 г., 12 (24) ноября 1805 г. стало именоваться гимназией. Директор Иркутской гимназии обя­ зан был иметь надзор над всеми училищами Во­ сточной Сибири. Ему полагалось быть «сведу­ щим в науках», чтобы он «мог исправно судить об искусстве учителей и успехах учеников». Сам же директор не имел права преподавать, только в экстренных случаях мог заменить учителя. Он рассматривался как лицо строго административ­ ное. Хотя среди директоров Иркутской гимна­ зии были такие выдающиеся педагоги и ученые, как Словцов, Щукин, Маак и другие. Гимназия занимала особое место в жизни не только Иркутска, но и всей Сибири, как главное образовательное учреждение края. И ей всегда уделяли повышенное внимание и местное,на­ чальство, и находящиеся в Иркутске проездом знатные особы постоянными визитами и присут­ ствием на экзаменах. Учебный процесс в гимназии всецело нахо­ дился в руках учителей. Они разделялись на старших, «учителей наук и основных предме­ тов», и младших, преподававших языки, рисо­ вание, музыку. Учителя гимназии, кроме учеб­ но-воспитательного процесса, обязаны были проводить отбор, экзаменовку «лиц, ищущих учительских мест в училищах», а также от них

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMxMjU5