Приангарье от "А" до "Я", 2005

К 125-летию со дня основания МУЗЕЙ ХАЙТИНСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА В 1862 г. Дани­ ла Перевалов при­ обрел в оброчное содержание на 40 лет месторожде­ ние белой глины в местечке Голу- бишник, которое находилось близ его родного Узко- луговского селе­ ния , в 120 кило ­ метрах от Иркутс­ ка. Добыча белой глины там велась с конца XVIII века и ее «зимой возили гужом на Тельминский и Тальцинский стеклянные заводы». Вкомпании с Данилой стал работать его брат Филипп. Переваловы развер­ нули фарфоровое производство недалеко от сво­ ей деревни, при впадении речки Хайтинки в реку Белая. В трех верстах от выбранного места находились залежи очень хороших по качеству каолиновых глин. Начались опыты по выработ­ ке фарфора: изделия получались необыкновен­ ной белизны и чистоты. В 1869 г. новая фабрика начала работать. Так была основана фирма «Фарфорово-фа­ янсовая фабрика торгового дома Переваловых», за «плечами» которой богатая событиями исто­ рия, которая отразилась в бесценных образцах изделий предприятия, созданных трудом не­ скольких поколений мастеров, скульпторов, ху­ дожников и собранных в музее завода, основан­ ном в 1880 г. Иваном Даниловичем Перевало- вым, возглавившем предприятие после отца - Данилы Васильевича. В музей поступали не только изделия самого завода, но и западноевропейский фарфор, ко­ торый Иван Данилович выписывал из столич­ ных городов - Санкт-Петербурга и Москвы, а также из-за границы, с фарфоровых предприя­ тий Европейской России, на которых Перевалов часто бывал, перенимая опыт, и откуда приво­ зил образцы специально для музея. Музей был гордостью семьи Переваловых. Они с удоволь­ ствием показывали приезжающим из Иркутска экскурсантам фабрику, ее цеха, коллекцию ф ар ­ фора в музее, водили по живописным окрестно­ стям с. Мишелевки. Один из таких экскурсантов писал в начале XX в.: «Сотни великолепно рас­ писанных чайных пар, декоративных тарелок, десятки скульптур, вазонов для цветов в виде амурчиков, холодильник для шампанского - ле­ бедь в натуральную величину, туалетные набо­ ры, лампы-букеты, пепельницы в виде морских раковин - не перечислить всего, что хранилось в музее». Своей славой хайтинский фарфор был обя­ зан мастерам В.Т. Барабанову, П.С. Еремину, Е.А. Зубрееву, Флерову; скульптору А.Т. Борисо­ ву; художникам Макарову, Неворотову, Д.М. Мо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMxMjU5