Приангарье от "А" до "Я", 2005

жителей маяков редкие пароходные рейсы яв­ лялись единственным средством связи с Боль­ шой Землей. В навигацию 1896 г. на Байкале работало 4 парохода: «Иаков» (построенный вместо старо­ го, отслужившего 16 лет «Платона»), «Александр Невский» - снабженный паровым отоплением, «Дмитрий» и «Иннокентий». Вследующем 1897 г. в распоряжении компании находилось уже 7 пароходов. Перед началом каждой навигации расписа­ ние пароходных рейсов согласовывалось с на­ чальниками Иркутского и Забайкальского по­ чтово-телеграфных округов, после чего достав­ лялось в управление строительной и дорожны­ ми частями при иркутском генерал-губернато­ ре. Несмотря на это пароходы Немчинова, как правило, совершали рейсы без расписания («не срочные»), что нашло отклик на страницах мест­ ной сибирской печати. Серия заметок появилась в еженедельной научно-политической газете «Восточное обозрение»: «везде на вопрос публи­ ки, когда ожидается пароход, получается один ответ: сами не знаем. Даже распорядитель паро­ ходства, живущий в с. Лиственичном сам не зна­ ет когда уйдет пароход (исключая почтовых ко­ нечно). Публике остается сесть на берегу и ждать -прибытия парохода под открытым небом». Во время переезда через Байкал пассажирам I и II классов предоставлялись общие или отдель­ ные каюты, пассажиры III класса размещались на палубе. Стоимость проезда от с. Лиственич- ного до устья р. Селенги для пассажиров I клас­ са составляла 7 руб., для II класса - 6 руб., и для III - 3 руб., за 1 пуд багажа взималось 30 коп. Зна­ чительно дороже обходился проезд до Верхне- удинска (сейчас г. Улан-Удэ):12 руб. 60 коп., 10 руб. 20 коп. и 6 руб. соответственно. В 90-х гг. XIX века немчиновское пароходство приносило достаточную прибыль. Количество пассажиров с каждым годом возрастало преиму­ щественно вследствие увеличения массового переселенческого движения и самым благопри­ ятным образом сказывалось на работе пароход­ ства. Если в течение 1895 г. за перевоз через Бай­ кал на пароходах компания выручила 68 785 руб. 78 коп., в 1896 году - уже 80 249 руб. 84 коп., то в 1897 году сумма составила 90 676 руб. 76 коп. Не ощущалось недостатка и в грузоперевозках, став­ ших главной статьей дохода пароходства. Всред­ нем, в этот период чистый доход пароходства ежегодно составлял около 82 320 руб. Стремясь избавиться от конкуренции и сосре­ доточить в своих руках все основные грузопере­ возки, пароходство Немчинова пыталось скупить все наиболее удобные для пристаней участки зем­ ли береговой байкальской полосы. Сначалом работы судов Байкальской паромной железнодорожной переправы, принявших на себя основной грузопоток, немчиновское паро­ ходство оказалось в кризисной ситуации. По предположениям компании, в будущем, паро­ ходство могло рассчитывать в лучшем случае только на грузы, идущие из Иркутска в-Кяхту и в пункты, находящиеся не на линии железной дороги - в Баргузин, Туркинские минеральные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMxMjU5